«…со стороны деревни Чмаровка, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. В руках молодой человек держал астролябию».
Астролябия («берущий звезды») — один из старейших астрономических инструментов впервые появился в Древней Греции в III в. до н. э Основан на принципе стереографической проекции.
Обязательным условием предоставления Украине права проводить чемпионат ВС ДСО профсоюзов 1976 года в Черновцах, было подготовка цветных карт.
Опыта такого у нас не было, поэтому совсем пришлось столкнуться впервые. Для того, чтобы напечатать в типографии цветную карту, прежде всего, требовалось специальное разрешение Главного управления геодезии и картографии. Мне, как члену бюро республиканской секции ориентирования на местности (прообраз нынешнего президиума ФСОУ, только по настоящему, работоспособный), поручили взять соответствующее письмо-просьбу в Республиканском совете по туризму и экскурсиям и с ним идти за искомым разрешением.
Письмо у меня приняли и велели зайти через три дня. Когда я явился в назначенное время, мне очень любезно объяснили, что разрешение получить можно, но для этого в письме необходимо указать — «номера листов и координаты в системе Кросовского 42-го года» района, в котором мы собираемся проводить соревнования и рисовать карты. На мой наивный вопрос, а где эти номера и координаты можно узнать, мне твердо ответили – «это все государственная тайна, а все действия в этом направлении регламентируются инструкцией СТГМ 67/69».
На следующий день мы с Мишей Горностайпольским, который был тогда председателем бюро, пошли на прием к самому высокому «геодезическому» начальству (замечу, что ведомство это подчинялось Комитету государственной безопасности).
Разговор был долгим, но, в конце концов, выход из сложившейся ситуации приемлемый для обеих сторон, мы нашли.
Вот как в дальнейшем выглядела эта цепочка. Я приносил письмо, где мы подробно описывали, чем будет ограничен район рисовки (по инструкции его площадь не могла превышать 10 кв. км.). Затем инспектор в специальном хранилище искал лист, в котором находился нужный район. Далее, девушка копировщица, переносила тушью на кальку необходимую нам информацию – рельеф, граница леса, основные дороги, короче все то, что попадало в масштаб 1:25000, в котором был картирован весь Советский Союз, и могло нам пригодиться.
С топоосновы удалялись некоторые элементы, в частности, источники водоснабжения и линии электропередачи. Копировщиц постоянно приходилось «задабривать» шоколадками, без этого рельеф они чертили, как им заблагорассудиться.
Получив желанную выкопировку, за дело принимались корректировщики. Ну, тут все было, как обычно. Интересно было потом, когда на листах специальной лавсановой пленки начиналось вычерчивание карты в увеличенном масштабе 1:5000, отдельно каждый цвет…
Когда этот адский труд был окончен, с этими огромными листами я снова пошел в ГУГК. Специальный цензор в течение двух дней тщательно просмотрел все листы и не найдя ни каких запрещенных объектов, поставил на каждый лист специальный штамп – «В печать и в свет. Цензор. Дата, Подпись».
Забрав материалы, я зашел к «высокому начальнику» поблагодарить за помощь. После нескольких минут милой беседы, офицер спросил — «.. а какими инструментами ваши ребята пользуются при рисовке карт в лесу?». Мой ответ, что все рисуют только с помощью компаса и самодельного уровня в виде пластиковой трубки, его явно не убедил, и он задал вопрос иначе – «… но ведь какой-то геодезический прибор они все-таки используют?». И здесь я, почувствовав, вероятно себя Великим комбинатором, громко и уверенно сказал – «ну конечно прибор используют – астролябию». Вопросов больше не последовало, похоже, что «высокий чин» решил, что у меня не все дома.
Печатали карты на военном картографическом предприятии ВЧ 44254, где стояло самое лучшее по тем временам немецкое полиграфическое оборудование. Да и контроль качества выпускаемой продукции был здесь не чета гражданским картфабрикам — самая настоящая, так называемая «военная приемка».
Первый раз на предприятие мы пришли вместе с Горностайпольским, позже я ходил туда уже сам, постепенно освоил всю технологическую цепочку от фотографирования, изготовления негативов, позитивов и подготовки печатных металлических форм, до порезки листа на отдельные форматы (на этих машинах использовалась бумага формата А0, т.е. примерно метр на полтора).
Люди на этом предприятие работали очень высококвалифицированные и работу свою выполняли блестяще, поэтому украинские цветные спортивные карты были и до последнего момента оставались, по качеству печати, лучшими в СССР.
Единственная проблема, с которой мне пришлось столкнуться на предприятии, как представителю заказчика, так это момент утверждения в печать «красочной пробы», т.е сигнального экземпляра. Делать это я боялся, поскольку знаю, что у меня есть определенные проблемы со световосприятием, короче, я дальтоник.
Честно сказав об этом технологам Маргарите Николаевне и Надежде Федоровне, я в дальнейшем много лет полагался на их профессионализм и порядочность. И меня они ни разу не подвели.
Первые наши цветные карты получились на славу! Все мы, по праву, этим очень гордились. К сожалению, ни одной карты из того, самого первого заказа, у меня не осталось.
Источник: «Ориентирование — мир без границ!»